Сочинение на тему: В. М. Васнецов "Аленушка" (сочинение по картине)
Сочинение на тему: В. М. Васнецов "Аленушка"
(сочинение по картине)
Художник Виктор Васнецов любил пулять по ахтырским полям, и казалось
ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение
потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут как ни в чем не бывало.
Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков,
откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это поет душа
человека. Над глухими русскими деревнями, вросшими в землю
подслеповатыми избами, размытыми дорогами часто слышались художнику
печальные песни.
Казалось, песни эти напеты осенней непогодой, нашептаны
беспросветной нуждой и безысходным горем. Такие же чувства были в душе у
Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок
Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в
детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и
тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация
сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его
новой композиции все больше прояснялся.
На картине Виктора Васнецова "Аленушка" мы видим героиню
одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в
дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась,
присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом,
безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый
деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно
сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская
девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка
выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей
жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют
работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и
обижают. Что же будет дальше?
Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние
девочки. В предчувствии недалекой зимы сумрачно насупилось и тяжело
нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его таинственной
глади лишь смутно отражается сарафан Аленушки.
Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении
видны елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе — стройные
осинки. Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим
ветерком, осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: "Не
плачь, не горюй!" А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане
картины совсем твердые, жесткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы
она не плакала и выпрямилась так, как они.
Рабскую долю женщины в живописи изображали и другие мастера, но,
в отличие от них, Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле.
Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил, что
в ней "...чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий
мир... и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда
живут в моей душе и греют ее!" Сам Васнецов признает в этой картине
обобщение русского типа женской духовной красоты.