География мирового хозяйства - Шпаргалки по географии - Шпаргалки - Каталог статей - Хочу все знать
Воскресенье
04.12.2016
15:18
Категории раздела
Шпаргалки по биологии [73]
Шпаргалки по географии [95]
Шпаргалки по истории России [0]
Шпаргалки по литературе [0]
Шпаргалки по математике [9]
Шпаргалки по обществознанию [0]
Шпаргалки по сопромату [0]
Шпаргалки по сочинениям [0]
Шпаргалки по русскому языку [0]
Шпаргалки по физике [0]
Шпаргалки по философии [0]
Шпаргалки по химии [0]
Праздники дня
Форма входа
Калькулятор
Переводчик
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Анализ сайта он лайн
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки по географии

    География мирового хозяйства
    Машиностроительный комплекс

    Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

    Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная промышленность — самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США, Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры.

    Вторая по значению отрасль современного машиностроения — производство наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония.

    Авиаракетно-космическая промышленность — очень наукоемкая и включает в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали США, Россия, Франция, Великобритания, Германия.

    По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения.

    В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах — США, Германии, Японии, России.

    Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

    Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

    В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

    Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. — которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

    В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

    Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

    На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион — страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

    В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.



    Источник: http://www.goldref.ru
    Категория: Шпаргалки по географии | Добавил: Grafinya (17.03.2011)
    Просмотров: 299 | Теги: География мирового хозяйства | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]