В основе учения о высшей нервной деятельности лежат идеи
о рефлекторных механизмах психических процессов, которые впервые
сформулировал
И.М. Сеченов.
И.П. Павлов экспериментально подтвердил эти идеи и создал
новый раздел в науке - физиологию высшей нервной деятельности.
Высшая нервная
деятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое
приспособление человека
к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды, носит
рефлекторный
характер, осуществляется с помощью условных и безусловных
рефлексов.
Безусловные рефлексы постоянно возникают при действии
соответствующих
раздражителей на определенные рецеп-торные поля. Они являются
врожденными,
наследственными, видовыми, всегда возникают при определенных
условиях и
сохраняются в течение всей жизни организма. К ним относятся
ориентировочный,
оборонительный и др. рефлексы. Инстинкт - цепь последовательно
осуществляемых
рефлекторных актов.
Условные рефлексы позволяют приспособиться к еще не наступившему
событию. Для их образования необходимы следующие условия:
неоднократное
совпадение во времени действия двух раздражителей — безразличного
сигнального,
или условного (свет, звук и др.), и безусловного, т. е.
вызывающего безусловный
рефлекс (наличие потребности в пище, воде, безопасности и т.д.).
Условный
раздражитель должен несколько предшествовать безусловному
раздражителю,
т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса
возникает
временная связь между центрами анализатора условного раздражителя и
центром
безусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной
связью,
потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока
действуют условия,
при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой
навыков,
привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у
ребенка, трудовой,
общественной и творческой деятельности.
Наряду с возбуждением в коре возникает и торможение, т.е.
задержка одних реакций для осуществления других. В процессе
адаптации человека
и животных к внешней среде изменяется их поведение, следовательно,
образуются
новые и затормаживаются прежние условные рефлексы. Благодаря
внутреннему
торможению биологически нецелесообразных реакций организма,
возможна выработка
новых условных рефлексов.
У человека и у животных механизмы образования условных рефлексов
одинаковы. Однако человек резко отличается по своему поведению от
животных
благодаря особым механизмам нервной деятельности, к которым
относятся речь,
память, сознание, отвлеченное мышление.
Речь
Речь является средством общения, между людьми в процессе
труда, социальной, духовной, личной жизни: Возникновение и
развитие речевой
деятельности, слова, языка привело к дальнейшему развитию высшей
мереной
деятельности, к обогащению ее опытом предыдущих поколений.
Специфической
особенностьюхлысшей нервной деятельностй:.чвловеюа!является
наличие у него
двух систем сигнальных раздражителей: одна система раздражителей,
как и
у животных, состоит из непосредственных воздействий факторов
внешней и внутренней
среды организма. Другая состоит из слов, обозначающих воздействия
этих факторов.
И.П. Павлов соответственно назвал их первой и второй сигнальными
системами.
Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через
органы чувств
раздражителей — сигналом сигналов. В словах обобщаются конкретные
для данного
предмета и общие свойства предметов; происходит отвлечение от
конкретных
предметов и, следовательно, создаются возможности для отвлеченного
абстрактного
мышления. Это значительно расширяет возможности приспособлениям
окружающей
среде.
Сон
И.П. Павлов полагал, что сон - это торможение основных отделов
коры - больших полушарий, благодаря которому происходит
восстановление работоспособности
нейронов. Исследования последних лет показали, что сон - это не
только отдых
мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для
упорядочивания
полученной в период бодрствования информации.
Ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Он
является таким же естественным состоянием человека, как
периодически наступающий
голод, жажда и другие потребности. Невозможно выспаться впрок, так
же как
невозможна напиться и наесться на длительное время.
Сон дает наиболее полный отдых центральной нервной системе.
Грудные дети спят 20-22 ч, школьники - 9-11 ч, взрослые люди - 7-8
ч. При
недосылании человек теряет работоспособность. Сон состоит из 4-5
циклов,
сменяющих друг друга, фазы медленного сна и фазы быстрого сна.